Рекомендации психолого-педагогической службы

Стили общения педагога с учащимися

Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. В глазах учителя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 


Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью


В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль. Но в большинстве случаев использование этого стиля ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности.


Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя. Он связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Оно не только не создает коммуникативной атмосферы, но, наоборот, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя.

Заигрывание

Заигрывание опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Учащийся часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

-         прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;

-         косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

-         много шутит на тему самоубийства;

-         проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Учащийся может:

-       раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;

-       приводить в порядок дела;

-       мириться с давними врагами;

-       демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде –  есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

-         замкнуться от семьи и друзей;

-         быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

-         проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Учащийся может решиться на самоубийство, если он:

-         социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

-         живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

-         ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

-         предпринимал раньше попытки суицида;

-         имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

-         перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

-         слишком критически настроен по отношению к себе.

 Если замечена склонность учащегося к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  5. постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  6. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  7. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска:

1)  не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)  доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3)  не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)  дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)  сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)  говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7)   постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8)  убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)  не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

 

Действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:

-       Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда родителей.

-       Информировать родителей об угрозе жизни подростка

-       Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом), терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой степени риска суицида.

-       Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

 

Действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:

-       Связаться   с   семьей,   безотлагательно   направить к психиатру

-       (психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.

-       Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить подростку   эмоциональную   поддержку,   оказать   помощь   в   совладании   со сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание жить.

-       Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

-       Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

-       Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.

 После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка для чего рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска.

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Учителя-предметники

  1. Информировать классного руководителя, специалистов СППС, администрацию учреждения образования о выявленных психоэмоциональных состояниях, отклоняющемся поведении обучающихся.
  2. Использовать воспитательные аспекты уроков с целью  формирования у учащихся коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях.
  3. Применять индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, создавать безопасную атмосферу в классе.
  4. Осуществлять постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением обучающихся группы суицидального риска во время учебного процесса.
  5. Проводить информационно-просветительскую работу по вопросам межличностного взаимодействия во время уроков, особенностей подросткового возраста, отклоняющегося поведения среди детей и подростков, неформальных молодежных течений, взаимодействия семьей и др., способствовать предотвращению конфликтов среди учителей и учащихся.

 

Классный руководитель:

  1. Выявлять обучающихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, а также находящихся в социально опасном положении.
  2. Систематически участвовать в посещении на дому, рейдах с целью изучения условий проживания учащихся, выявления несовершеннолетних,  находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, а также нуждающихся индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
  3. Усилить контроль за условиями проживания и воспитания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, жилищно-бытовыми условиями семей обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих особого педагогического внимания, а также нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
  4. Своевременно выявлять несовершеннолетних, проживающих у родственников, других семьях без отсутствия на то законных оснований (оформление временной опеки). Информировать администрацию и специалистов СППС о выявленных случаях.
  5. Осуществлять постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением обучающихся, особенно,  находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих особого педагогического внимания, находящихся в социально опасном положении, жилищно-бытовыми условиями семей обучающихся, а также нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
  6. Своевременно информировать  и привлекать администрацию, специалистов СППС, медицинских работников для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи.
  7. Информировать учителей-предметников об учащихся, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении и проводить совместное наблюдение за  психоэмоциональным состоянием и поведением несовершеннолетних.
  8. Проводить с учащимися мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения, пропагандирующие ценность жизни, позитивное мировосприятие, самоохранительное поведение, безопасность жизнедеятельности.
  9. Осуществлять взаимодействие с родителями учащихся в вопросах профилактики суицидального поведения. Использовать различные формы работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.).
  10. Проводить работу с родителями и учащимися (формировать у родителей и учащихся навыки совместной деятельности и общения, информировать родителей об особенностях суицидального поведения подростков, о поведенческих  признаках, которые могут свидетельствовать о скрытых проблемах ребенка;    знакомить  родителей с теми формами семейных отношений, которые приводят к негативным последствиям).
  11. Совместно со специалистами СППС составлять индивидуальные планы работы по выявлению группы суицидального риска, коррекции аддиктивного поведения, кризисных состояний учащихся и участвовать в их реализации.
  12. Организовывать свободное время и занятость учащихся, создавать условия для поддержания здорового образа жизни, обеспечения активной жизненной позиции, осознания своей нужности, востребованности, формирования волевых качеств, рефлексивной позиции, ответственности, развития способности эффективно адаптироваться в меняющихся условиях жизни, уверенности в себе, адекватной самооценки, социальной компетентности, приемов самопознания и саморегуляции, коммуникативных умений, осознания собственных ценностей и смыслов жизни.
  13. Формировать у учащихся ценностно-смысловую жизнеутверждающую позицию через вовлечение в социально-значимые виды деятельности: организация школьного самоуправления, формирование установок на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.
  14. Содействовать участию учащихся в мероприятиях специалистов СППС, направленных на профилактику суицидального поведения, связанных с разрешением конфликтных ситуаций, нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних.
  15. Изучать межличностные отношения учащихся, способствовать предотвращению конфликтных ситуаций, выявлению подростков с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации совместно с классным руководителем и педагогом-психологом.
  16. Осуществлять взаимодействие с учащимися в сети Интернет посредством социальных сетей (анализируя интерфейс страницы учащегося, классный руководитель может получить дополнительную информацию о психологической составляющей его личности, интересах, особенностях общения с другими пользователями социальной сети, интересующих темах и т. д.).
свернуть

Агреcсивный ребенок

Если ребенок агрессивен...

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких людей, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом действии.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
  • Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
  • Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
  • Бороться с агрессивностью нужно : 
    • Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
    • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
    • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать. 
    • Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
    • Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
свернуть

Гиперактивный ребенок

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  • Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
свернуть