Проблема торговли людьми остается актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это постоянно развивающийся транснациональный вид преступной деятельности, приносящий колоссальные доходы и занимающий в криминальном мире лидирующие позиции по прибыльности. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в мире насчитывается от 21 до 36 млн. жертв торговли людьми.
Республика Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве признала проблему торговли людьми и на сегодняшний день участвует во всех определяющих международных договорах в данной сфере. Из участия в них проистекают и обязательства Беларуси в области борьбы с торговлей людьми, выполнению которых придается высокое значение.
В 2003 году в Беларуси ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол). Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. В 2013 году Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая вступила в силу для нашего государства 1 марта 2014 года.
Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер и выстроены в четкую систему по следующим направлениям:
1) совершенствование национального законодательства;
2) деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация;
3) подготовка кадров;
4) международные усилия и сотрудничество.
Наряду с решением указанных задач уделяется большое внимание обеспечению доступа всех заинтересованных к статистике, отчетности и иной полезной информации в сфере борьбы с трафикингом, размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет.
Первое из рассматриваемых направлений – совершенствование национального законодательства.
В соответствии с международными договорами выработаны ключевые нормативные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми (это лицо, которое пострадало от торговли людьми, а также связанных с ней преступлений), определены меры по защите и реабилитации жертв.
По инициативе Министерства внутренних дел (МВД) в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения, благодаря которым в стране сегодня действуют семь составов преступлений, охватывающих все виды и формы «современного рабства».
Вот эти составы:
1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;
2) статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»;
3) статья 181 «Торговля людьми»;
4) статья 1811 «Использование рабского труда»;
5) статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей);
6) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если это привело к эксплуатации человека за рубежом);
7) статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).
Преступления, предусмотренные статьями УК 171, 1711 и 3431, влекут исключительно сексуальную эксплуатацию; статьей 1811 – исключительно трудовую эксплуатацию; статьями 181, 182 и 187 – сексуальную, трудовую и любую другую возможную эксплуатацию. Максимальное наказание по вышеуказанным статьям – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества.
В июле 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми приведено к международным стандартам национальное определение торговли людьми (это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия).
Для устранения конкуренции норм дано определение использования занятия проституцией (извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).
16 декабря 2014 года в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» внесены изменения и дополнения, которым определили основы идентификации жертв торговли людьми, а также ввели принцип 30-дневного срока на обдумывание ими своей ситуации, в течение которого человек, пострадавший от торговли людьми, может гарантированно реабилитироваться и принять взвешенное решение об обращении в органы уголовного преследования. Важно, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.
Во исполнение Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, утвержденный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 года № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 года). Созданный механизм предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций.
Право на получение реабилитационной помощи в Республике Беларусь имеют две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно, однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.
Помимо этого, в Беларуси действует ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.
6 февраля 2012 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета.
С 25 июля 2012 года действует постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 года № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания».
В 2014 году Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание (в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).
Второе направление противодействия торговле людьми в Беларуси – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация, которая сегодня разделена на две составляющие.
Первая затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре координирует деятельность МВД, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Следственного комитета (республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.
Вторая составляющая касается координации при идентификации, защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь МВД координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.
Ключевые министерства, задействованые в противодействии торговле людьми, имеют следующие основные функции.
В структуре МВД создана специализированная служба – главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции. Служба состоит из оперативных подразделений трех уровней: республиканского, областного (г. Минска) и районного.
На Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых в Беларуси усилиях по искоренению современного рабства. Также МВД координирует выполнение в Беларуси Национального механизма идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, ряд международных проектов в области борьбы с торговлей людьми. На сайте МВД размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, сведения о том, как не попасть в рабство и что делать в экстренной ситуации, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.
Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии МОМ.
Реабилитация жертв торговли людьми возложена на Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения. Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв в возрасте старше 18-ти лет (в его структуре действуют городские центры социального обслуживания семьи и детей и территориальные центры социального обслуживания населения, в большинстве из которых созданы «кризисные комнаты»). Министерство образования реабилитирует жертв в возрасте от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют социально-педагогические центры, большая часть которых располагает детскими социальными приютами). Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в домах ребенка системы Министерства здравоохранения (следует отметить, что случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси пока не выявлено).
Сегодня в Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи жертвам торговли людьми: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная, которая предоставляется коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места проживания жертвы; 4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка. Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
Для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми в Департаменте по гражданству и миграции МВД с 2007 года действует телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу. В 2018 году по нему обратились за консультациями почти полторы тысячи человек.
При содействии Министерства связи и информатизации и МВД в 2011 году создана «горячая линия» с коротким номером «113», звонки на которую обслуживаются различными неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.
Третье направление борьбы с торговлей людьми – это подготовка квалифицированных кадров.
В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.
С 2007 года на базе Академии функционирует открытый при содействии МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ), который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.
Следующее направление – международные усилия и сотрудничество в сфере противодействия трафикингу.
Здесь Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене. В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в г. Нью-Йорке Глава государства с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
В Республике Беларусь ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми
Государственными органами Республики Беларусь налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, МОМ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Управление по наркотикам и преступности ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другими. Соместно с ними ежегодно реализуются проекты международной технической помощи (МТП) в сфере противодействия торговле людьми, в особенности – перенаправления и идентификации пострадавших от нее лиц.
В настоящее время Беларусь все меньше, но прожолжает оставаться страной происхождения «живого товара». При этом основные формы торговли людьми остаются в нашей стране практически неизменными с 2000 года – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов).
Самой распространенной формой торговли людьми в Беларуси является сексуальная эксплуатация. Из 5 679 жертв торговли людьми, установленных в 2002 – 2018 годах, сексуальной эксплуатации подвергся 5 041 человек, трудовой – 635, изъятию органов – 3. Из общего количества жертв торговли людьми 12,5% (710 человек) – несовершеннолетние.
В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют белорусских женщин в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации. Основным вектором вывоза граждан Беларуси с целью трудовой эксплуатации является Россия (в течение последних 5 лет несколько случаев выявлено в Турции и Польше).
Деятельность в сфере трудоустройства за границей находится под контролем МВД и требует получения специального разрешения (лицензии) от Департамента по гражданству и миграции. Сегодня в Беларуси легальной деятельностью по трудоустройству граждан за границей занимаются 234 субъекта хозяйствования. При этом, если в 2011 – 2013 годах наблюдался рост числа административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан за рубежом, то впоследствии в данной области наметилась тенденция к снижению.
Совместная работа МВД и заинтересованных государственных органов, международных организаций и общественных объединений, проведенная в 1999 – 2018 годах, позволила существенно минимизировать масштабы торговли людьми в нашей стране. Пик фактов торговли людьми (исключительно статья 181 УК) пришелся на 2005 год, когда было выявлено 159 фактов с признаками таких преступлений. В дальнейшем ситуация заметно стабилизировалась и в последние пять лет ежегодно выявлялось не более 8 фактов торговли людьми.