Советы и рекомендации

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 Разработчики: Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» При подготовке методических рекомендаций использованы следующие материалы: ВОЗ www.who.int Роспотребнадзор стопкоронавирус.рф/info/ofdoc/rpn РУП НПЦГ www.rspch.by ГУ РЦГЭиОЗ www.rcheph.by ГУ РНПЦЭиМ www.belriem.by ГУО БелМАПО www.belmapo.by информационный портал «Здоровые люди» www.24health.by 2 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.    Актуальность    настоящих    Методических    рекомендаций обусловлена    пандемией    инфекции,    вызванной    коронавирусом SARS-CoV-2 (далее – инфекция COVID-19), которая отмечается в мире с начала 2020-го года. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях предотвращения распространения инфекции COVID-19 в учреждениях образования Республики Беларусь в 2020/2021 учебном году. 2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О санитарно- эпидемиологическом    благополучии    населения»,    предусматривают комплекс мероприятий, направленных на снижение риска заболеваний инфекцией COVID-19. 3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования во всех типах учреждений образования для детей и взрослых вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Отдельные положения рекомендаций могут использоваться в деятельности иных учреждений и организаций (дома ребенка, стационарные дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специализированные учебно-спортивные учреждения для детей и иные). 4.    На    основании    положений    настоящих    Методических рекомендаций, указаний (решений, планов) исполнительных и распорядительных органов в каждом учреждении образования с учетом его типа, имеющихся условий и особенностей режима деятельности разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования «План    организационных    и    санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, действий при выявлении заболевания (заболеваний) инфекцией COVID-19». В Плане мероприятий должны быть определены ответственные за выполнение каждого конкретного мероприятия, контролирующие со стороны администрации учреждения образования лица, сроки (время) выполнения мероприятия (мероприятий). Справочно: Целесообразна разработка местными исполнительными и распорядительными органами Примерных (типовых) планов- мероприятий по отдельным типам учреждений образования (дошкольного, общего среднего, специального, профессионально- технического и среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на территориальном уровне. ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 5. В период распространения инфекции COVID-19 устанавливается режим организации образовательного процесса, предусматривающий соблюдение принципов социального дистанцирования*, в том числе: ____________ * Социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарно- противоэпидемических    мероприятий,    направленных    на    предупреждение распространения инфекционного заболевания. Цель социального дистанцирования – минимизация контакта между инфицированными и неинфицированными лицами. Принцип социального дистанцирования – человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на 3⁄4 контакты за пределами дома и работы и на 1⁄4 – на работе (учебе). Если население использует социальное дистанцирование, избегая посещения общественных мест и ограничивая свои передвижения, уменьшается риск распространения инфекции, происходит сдерживание распространения вируса. 5.1. разделение времени начала и окончания смен (учебных занятий, занятий, перемен); 5.2. увеличение по возможности продолжительности перемен и продолжительности пересменок, в том числе в учреждениях образования с двухсменным режимом работы, не менее чем на 5 минут, в целях проведения проветривания; 5.3. максимально возможное разобщение обучающихся при обучении, проживании, организации сна, питания, а именно: закрепление за каждым учебным классом (учебной группой) конкретного учебного помещения; рассадка обучающихся с учетом максимального разобщения; ограничение (запрет) проведения лекционных и объединенных групповых учебных занятий (занятий) или их проведение с соблюдением дистанции обучающихся друг от друга не менее 1 - 1,5 м; переход, по возможности, на двухсменный режим при односменном режиме образовательного процесса; организация посещения столовой по максимально разобщенному графику, обеспечение рассаживания обучающихся в обеденном зале с соблюдением дистанции друг от друга не менее 1 - 1,5 м; организация пользования общим гардеробом по установленному разобщенному графику; максимально возможное разобщение обучающихся при организации ночного и дневного сна; недопущение    совместного    использования    раздевалок    при спортивном, танцевальном (хореографическом) залах, при плавательном бассейне обучающихся, заканчивающих занятие и пришедших на занятие (сокращение занятий, выделение дополнительных помещений для переодевания); 5.4. ограничение проведения массовых мероприятий в помещениях учреждений образования, в том числе с использованием актового, музыкального и спортивного залов, плавательного бассейна (при наличии), посещения выставок и музеев, театров и кинотеатров, других общих    мероприятий,    минимизация    количества    участников    и приглашенных с обеспечением социального дистанцирования; запрет    указанных    мероприятий    –    при    осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов; при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID-19; 5.5. обеспечение проведения массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) преимущественно на открытом воздухе; 5.6. при необходимости организация образовательного процесса обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий полностью или частично (по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам или видам занятий) с учетом типа учреждения образования и возможностей конкретного учреждения образования; 5.7. ограничение (запрет) проведения родительских собраний и личных встреч педагогических работников с родителями (законными представителями) обучающихся – использование для общения телефонов, электронной почты и другое; 5.8. ограничение (запрет) проведения педагогических советов, советов учреждений образования, собраний работников в очном режиме с общей численностью участников более 5 человек, проведение рабочих совещаний и мероприятий в формате видеоконференций (с использованием средств видеосвязи); 5.9.    обеспечение    работы    курьерской    службы    и    прием корреспонденции бесконтактным способом (определение специальных мест и устройств приема и выдачи) с соблюдением режима дезинфекции и физического дистанцирования; 5.10. исключение по возможности использования общих телефонов, компьютерной    техники,    оборудования    лингафонных    кабинетов (наушников), при необходимости использования – их дезинфекция до и после использования; 5.11. использование бесконтактных методов приветствия; 5.12. ограничение направления педагогических и иных работников в командировки, в том числе в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19, в соответствии с *Перечнем стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19 (далее – Перечень); отмену рабочих поездок в неблагополучные по инфекции COVID-19 зарубежные страны работников, входящих в группы риска в соответствии с официальными рекомендациями; ____________ *Перечень стран, предусмотренный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 No 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19», определяется и размещается на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (minzdrav.gov.by). 6. Принимаются меры по снижению риска (недопущению) заноса инфекции COVID-19 в учреждение образования, предусматривающие: 6.1. обеспечение ежедневного перед началом деятельности учреждения образования измерения температуры тела работников с преимущественным использованием бесконтактных термометров и с опросом о наличии признаков респираторных заболеваний – «пропускной фильтр». При оценке результатов бесконтактной термометрии следует учитывать границы нормальной температуры, принятые для разных моделей бесконтактных термометров и указанные в руководстве к прибору. При индикации повышенной температуры тела следует провести повторное измерение через 5-10 минут либо произвести измерение контактным термометром. При измерении температуры тела контактными термометрами необходимо обеспечить их обязательную дезинфекцию после каждого использования средствами дезинфекции, разрешенными к применению для этих целей Министерством здравоохранения Республики Беларусь, по эффективному в отношении вирусов режиму и в соответствии с инструкцией производителя; при проведении контактной термометрии исключить применение ртутных термометров; 6.2. недопущение на учебу/работу обучающихся и работников учреждения образования с признаками респираторной инфекции (кашель, насморк, повышенная температура тела и т.д.), временную их изоляцию в медицинский изолятор с дальнейшей организацией их возвращения домой (для вызова врача) или в организацию здравоохранения; 6.3. при отсутствии медицинского изолятора определение дополнительного помещения, которое при необходимости может быть использовано для временной изоляции обучающихся и работников с признаками респираторной инфекции; 6.4. использование медицинскими и иными работниками, участвующими в проведении «пропускного фильтра», средств защиты органов дыхания, перчаток; обеспечение вышеуказанных работников средствами защиты органов дыхания, перчатками, средствами дезинфекции в виде растворов, салфеток для обработки рук с созданием запаса их в учреждении образования не менее чем на 1 месяц; использование средств защиты органов дыхания по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 14 лет; 6.5. использование масок в соответствии с рекомендованными правилами использования масок согласно приложению 1 к настоящим Методическим    рекомендациям,    перчаток    –    в    соответствии    с рекомендованными правилами использования перчаток согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям; 6.6. Оборудование при входе в учреждение образования места обработки рук работниками и обучающимися старше 18 лет средствами дезинфекции    кожных    покровов/антисептиками    для    кожи, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью бесконтактных дозирующих устройств), или дезинфицирующими салфетками; 6.7. своевременную изоляцию из учреждения образования обучающегося или работника, по которому поступило сообщение, что данное лицо является контактом первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19; 6.8. при регистрации случая (случаев) заболевания инфекцией COVID-19 организацию и введение санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с указаниями специалистов территориальных учреждений государственного санитарного надзора, оказание данным специалистам помощи в определении контактов первого и второго уровней; 6.9. максимально возможное ограничение посещений обучающихся родственниками в помещениях учреждения образования. 7. Принимаются меры по соблюдению личной гигиены работниками и    обеспечению    должного    санитарного    состояния    помещений, предусматривающие: 7.1. создание условий для соблюдения гигиены рук работниками и обучающимися: обеспечение в местах общего пользования и при входе в обеденный зал объекта общественного питания учреждения образования наличия в умывальниках холодной и горячей проточной воды, укомплектование умывальников мылом или дозаторами с жидким мылом (с учетом возраста обучающихся),    одноразовыми    бумажными    полотенцами (электросушилками) или индивидуальными полотенцами (дошкольный возраст); обеспечение    умывальников    для    медицинских    работников, работников объекта питания и иных работников, а также для обучающихся в возрасте старше 18 лет дополнительно дозаторами со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи (оптимально использование локтевых, сенсорных дозаторов) для обработки рук; обеспечение контроля и регулярной заправки дозаторов с жидким мылом и антисептиками; 7.2. мытье рук с мылом обучающимися и работниками по приходу в учреждение образования, после прогулок, занятий, в том числе на открытом воздухе, после посещения туалета, перед приемом пищи, по мере необходимости; дополнительную обработку с использованием средств дезинфекции кожных покровов/антисептика для кожи медицинскими работниками, работниками объекта питания, по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 18 лет; соблюдение правил гигиены рук согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям; 7.3. обеспечение эффективной вентиляции помещений: осуществление в установленном порядке (не реже одного раза в 3 года) технического контроля за функционированием систем механической вентиляции с отметкой полученных результатов в паспорте на вентиляционную установку; обеспечение эффективной работы естественной вентиляции с механическим побуждением, кондиционеров и иных устройств вентиляции и кондиционирования воздуха; обеспечение исправности фрамуг, форточек и иных устройств для проветривания помещений; обеспечение постоянного проветривания учебных и групповых помещений, рекреаций и иных помещений во время отсутствия обучающихся и работников, с учетом погодных условий – во время нахождения обучающихся и работников в помещениях; 7.4. обеспечение, по возможности, установки средств очищения воздуха (рециркуляторов), обеспечивающих обработку воздуха в присутствии людей, в помещениях общего пользования (объекты питания, коридоры и рекреации, гардеробы для работников и другое), помещениях медицинского назначения, помещениях с пребыванием детей раннего возраста (до 3 лет), детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей; 7.5. обеспечение уборки помещений: проведение в течение дня по мере необходимости влажной уборки помещений с использованием моющих средств, но не реже 2 раз в день (по окончании рабочего дня или перед его началом, между сменами и другое), не реже 3 раз в день – в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием, с пребыванием обучающихся 10,5 - 12 часов, при двухсменном режиме организации образовательного процесса; после каждого использования – обеденного, спортивного, музыкального, хореографического (танцевального), актового залов, залов лечебной физической культуры, после каждой перемены – санитарных узлов; в том числе не реже 1 раза в день (преимущественно в конце рабочего дня и в пересменку) проведение уборки с использованием средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов (с акцентом на дезинфекцию ручек дверей, поручней, перил, лифтовых кабин, спортивного оборудования и спортивного инвентаря, гардеробных шкафчиков, столов, стульев, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов, игрушек и иных контактных поверхностей); проведение дополнительно в течение дня дезинфекции дверных ручек, поручней, перил, выключателей, поверхностей столов; 7.6. использование бесконтактных методов приветствия. 8.    Проводится    информационно-разъяснительная    работа    по профилактике острых респираторных инфекций (ОРИ), в том числе инфекции COVID-19, предусматривающая: 8.1.    обеспечение    информирования    работников    учреждения образования, обучающихся старше 18 лет, родителей (законных представителей) (размещение плакатов, инфографики, памяток, листовок и др.) по следующим вопросам: 8.1.1. клинические проявления коронавирусной инфекции COVID-19 или ОРИ (повышение температуры тела до 38 - 39°C, кашель, одышка, отсутствие обоняния, мышечная и головная боль и др.); 8.1.2. алгоритм действий при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника, обучающегося и (или) членов его семьи в домашних условиях с акцентом на: необходимость вызова врача на дом и недопустимость самостоятельного посещения организации здравоохранения; запрет на посещение места работы при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ; 8.1.3. соблюдение алгоритма действий при появлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника на рабочем месте с акцентом на: необходимость    своевременного    предоставления    работником учреждения образования информации о состоянии своего здоровья и контактах с лицами, имеющими ОРИ, в том числе инфекцию COVID-19, ответственному лицу учреждения образования; необходимость информирования ответственного лица учреждения образования для организации последующей временной изоляции и транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения; запрет самостоятельного передвижения данного работника по учреждению образования, за исключением места временной изоляции, до принятия решения о способах транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения; соблюдение правил гигиены рук; соблюдение принципа социального дистанцирования (не менее 1,5 м), как одной из наиболее эффективных мер профилактики; правила использования спецодежды и СИЗ, в том числе масок и перчаток, с акцентом на необходимость соблюдения режима их использования; нежелательность планирования командировок, поездок и отпусков в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19; доведение до сведения педагогов и других заинтересованных номеров «горячих линий» («прямых телефонных линий») для вызова врача и для получения необходимых консультаций; официальные информационные ресурсы (сайты Всемирной организации    здравоохранения,    Министерства    здравоохранения Республики Беларусь, Государственного учреждения «Республиканский центр    гигиены,    эпидемиологии    и    общественного    здоровья», Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии», Республиканского унитарного предприятия «Научно- практический центр гигиены»); 8.2. организацию постоянной ежедневной работы с обучающимися по мерам профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, в том числе соблюдению правил гигиены рук, респираторного этикета, социальной дистанции, бесконтактного приветствия, слежения за чистотой своего рабочего места, своевременного обращения к медицинскому работнику или ответственному по учреждению лицу при появлении признаков ухудшения состояния здоровья и иное; размещение на официальных интернет-сайтах, информационных стендах учреждения образования информации с разъяснениями правил профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, правил «респираторного этикета» и мытья рук (в том числе приведенных в приложении 2). 9. Предусматриваются меры по недопущению распространения инфекции COVID-19 через объект общественного питания учреждения образования, а именно: 9.1. проведение ежедневной по приходу на работу термометрии работников объекта питания с отметкой в журнале «Здоровье»; 9.2. обеспечение всех работников масками, перчатками и средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи; 9.3. обеспечение обязательного использования работниками и дежурными по столовой обучающимися масок и перчаток при выдаче и раздаче пищи, пищевых продуктов через буфет, сервировке обеденных столов; 9.4. обеспечение своевременной влажной уборки производственных помещений с применением разрешенных для этих целей моющих средств; обеспечение обработки дезинфицирующими средствами (в дополнение к влажной уборке) мест общего пользования, дверных ручек, поручней, подносов, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), умывальных раковин при входе в обеденный зал; 9.5. обеспечение в конце рабочего дня проведения дезинфекции рабочих поверхностей объекта общественного питания, включая торгово- технологическое оборудование; 9.6. обеспечение мытья столовой посуды преимущественно в посудомоечных    машинах    с    применением    режима    обработки, обеспечивающего дезинфекцию посуды при температуре воды не ниже 65°С; организация дезинфекции посуды химическим или физическим методом в конце рабочего дня в случае ее мытья ручным способом; при использовании одноразовой посуды обеспечение ее сбора в плотно    закрываемые    пластиковые    пакеты    для    дальнейшего обеззараживания в конце рабочего дня и утилизации; 9.7. организация регулярного (не реже чем каждые 2 часа) проветривания помещений;9.8. недопущение скопления обучающихся и работников на линиях раздачи пищи, в очереди в кассу (целесообразно выполнить разметку на расстоянии 1- 1,5 м); 9.10. обеспечение расстановки обеденных столов на расстоянии не менее 1,5 м; 9.11. обеспечение безопасного питьевого режима обучающихся и работников. ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 10. В учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования при организации подвоза обучающихся рекомендуется: 10.1. соблюдение, по возможности, при организации подвоза автотранспортом (школьными автобусами, специально оборудованным транспортом) принципа физического дистанцирования в 1 - 1,5 м (использование одним ребенком двух мест); 10.2. проведение после каждого использования (после каждого рейса) проветривания автотранспорта, влажной уборки и дезинфекции контактных поверхностей с акцентом на дверные ручки, поручни, подлокотники кресел, пряжки ремней безопасности, спинки сидений); 10.3. с целью обязательного использования обеспечение водителей автотранспорта средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки), средствами дезинфекции поверхностей и средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи. 11. В учреждениях образования с круглосуточным пребыванием обучающихся (социально-педагогические учреждения, школы-интернаты, общежития): выделение дополнительных мест медицинского изолятора; в случае регистрации инфекции COVID-19 у проживающего (проживающих) создание условий для самоизоляции контактов первого уровня (определение изолированного от других жилого блока или группы жилых помещений с кухней и санитарным блоком), организацию контроля за соблюдением режима самоизоляции; организация контроля медицинскими работниками учреждения образования за состоянием здоровья проживающих, являющихся контактами первого уровня по инфекции COVID-19; организация для контактов первого уровня привозного горячего питания или организация доставки пищевых продуктов и создание условий для приготовления пищи; обеспечение своевременной изоляции заболевшего в медицинский изолятор и, при необходимости, дальнейшей госпитализации в организацию здравоохранения. 12. В учреждениях образования с пребыванием детей дошкольного возраста, учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей: запрет приема детей, в том числе вновь поступающих, в группы, в которых зарегистрирован случай заболевания инфекцией COVID-19, в течение 14 дней после регистрации заболевания; запрет объединения разных групп, за исключением аварийных и иных внештатных ситуаций; увеличение общей продолжительности прогулок на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях на 1 час 30 минут и более в день с учетом возраста воспитанников, режима работы учреждения образования. 13. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях: организация утреннего приема детей при благоприятных погодных условиях на открытом воздухе; проведение различных форм организации музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых    помещениях    в    отсутствие    родителей    (законных представителей) обучающихся. 14. В учреждениях среднего специального, профессионально- технического, высшего, дополнительного образования взрослых: увеличение периода времени, отведенного для приемов пищи.

  1. В учреждениях общего среднего, специального образования: увеличение    по    возможности   продолжительности    перемен (минимальная продолжительность – не менее 15 минут), перерыва между занятиями первой и второй смен – не менее 30 минут; ограничение при возможности совместного (в одно время) с учащимися учреждения профессионально-технического или среднего специального образования реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) учащимися X - XI (XII) классов; проведение общешкольных линеек перед началом учебного года и в других случаях на открытом воздухе с соблюдением расстояния между обучающимися, работниками и родителями (законными представителями) не менее 1 - 1,5 м друг от друга, использование родителями (законными представителями) и работниками масок. 16. В учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования: ограничение при возможности организации теоретических и практических занятий, производственного обучения, производственной практики вне учреждения образования. ГЛАВА 4 ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 17. Иностранным обучающимся из стран, включенных в Перечень, рекомендуется прибыть к месту обучения за 15 дней до начала учебного процесса в целях нахождения в течение указанного времени на самоизоляции согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 No 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции COVID-19» и проведения лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР) после окончания срока самоизоляции. При получении отрицательного результата лабораторного исследования обучающийся может быть допущен к занятиям. 18. Иностранным обучающимся из стран, не включенных в Перечень, рекомендуется прибыть к месту обучения за 7-14 дней до начала учебного процесса в целях нахождения в течение указанного времени в условиях минимизации контакта с окружающими. Период нахождения в условиях минимизации контактов может быть сокращен до 7 дней при проведении лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР) на 6-7-й день после прибытия. При получении отрицательного результата лабораторного исследования обучающийся может быть допущен к занятиям. Справочно: Обследование проводится на платной основе в лабораториях, определенных    Министерством    здравоохранения    Республики Беларусь, расположенных в г. Минске (3) и областных центрах. 19.    Всем иностранным обучающимся по прибытии необходимо иметь при себе результаты лабораторного исследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР), выполненного не ранее, чем за 2 дня до въезда на территорию Республики Беларусь. Справочно: Форма    документа    о    результатах    исследования    не регламентирована. Принимается документ на русском или английском языке с указанием наименования лаборатории, проводившей исследование, даты проведения исследования, результата, данных об обследуемом (как в паспорте). 20.    Руководители учреждений образования обеспечивают: 20.1. поименный учет планируемых к прибытию и прибывших иностранных обучающихся и передачу списков по форме согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям в территориальные центры гигиены и эпидемиологии и организации здравоохранения по мере поступления; 20.2. предварительное информирование иностранных обучающихся о необходимости заблаговременного прибытия на обучение и наличия при себе результатов лабораторного обследования (ПЦР) на инфекцию COVID-19 и необходимости пребывания на самоизоляции/в условиях минимизации контакта с окружающими (в зависимости от страны прибытия); 20.3. встречу    иностранных    обучающихся    в    пункте    приезда (в аэропорту, на железнодорожных и автовокзалах) и доставку их к месту пребывания с вручением им Перечня мероприятий обязательных для выполнения (в двух экземплярах: 1 экземпляр остается у обучающегося, 1 – в учреждении образования) согласно приложению 5 к настоящим Методическим рекомендациям; 20.4. контроль наличия документа о результатах обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР), проведенного не ранее, чем за 2 дня до въезда на территорию Республики Беларусь. В случае прибытия иностранного обучающегося без вышеуказанного документа – организация его лабораторного обследования в оперативном порядке; 20.5. создание условий для нахождения иностранных обучающихся, указанных в п.1, на самоизоляции, в п.2. – в условиях минимизации контактов: заселение в отдельное общежитие/этажи/блоки общежития, а также контроль за соблюдением обучающимися требований по нахождению на самоизоляции (в условиях минимизации контактов); 20.6. создание условий для дистанционного обучения иностранных обучающихся, прибывших на обучение в срок менее 7-14 дней до начала обучения; 20.7. создание условий для соблюдения принципа социального дистанцирования, гигиены рук в местах проживания/обучения иностранных обучающихся: размещение при входах, а также в местах общего пользования в общежитиях, учебных корпусах дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных) с дезинфицирующим средством/антисептиком для обработки рук; 20.8. организацию    дезинфекционных    мероприятий    в    местах проживания/обучения иностранных обучающихся с акцентом на дезинфекционную обработку контактных поверхностей: дверных ручек, поручней, кнопок выключателей, санитарно-технического оборудования, компьютерных гаджетов и другое; 20.9. организацию    информационно-образовательной    работы    с иностранными обучающимися по профилактике инфекции COVID-19. 21.    Медицинские работники медицинского пункта (здравпункта) учреждения    образования,    при    невозможности    главные    врачи территориальной организации здравоохранения организовывают: 21.1. медицинское наблюдение за иностранными обучающимися 1 раз в 7 дней; 21.2. информационно-образовательную работу с иностранными обучающимися по профилактике инфекции COVID-19. 22.    Главные государственные санитарные врачи территориальных центров гигиены и эпидемиологии организовывают: 22.1. оценку условий размещения иностранных обучающихся для обеспечения самоизоляции (минимизации контактов); 22.2. наличие списков иностранных обучающихся с указанием планируемой даты прибытия, наименования страны прибытия, пути следования с отметкой о дате прибытия (отметкой о неприбытии) согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям. Министр здравоохранения Республики Беларусь    В.С.Караник Министр образования Республики Беларусь    И.В.Карпенко Приложение 1 Рекомендации по использованию масок 1. Перед надеванием маски вымойте руки проточной водой с мылом. Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком, для этого нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки. Используйте определенный набор движений в любой последовательности. Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки. 2. Наденьте маску цветной стороной наружу держась за ушные фиксаторы, расположив ее таким образом, чтобы складки на наружной поверхности были направлены вниз. Плотно прижмите крепление в области носа. При наличии специальных складок на маске их необходимо развернуть. Маска должна закрывать рот, нос и подбородок. 3. После использования снимите маску, держась за ушные фиксаторы. Поместите использованную маску в полиэтиленовый пакет, а затем в контейнер для мусора. 4. Многоразовые средства индивидуальной защиты органов дыхания могут применяться только при условии индивидуального использования. Процесс их обработки и последующего использования осуществляется по индивидуальному    принципу    с    использованием    моющих, дезинфицирующих или других средств, рекомендуемых изготовителем. После использования многоразовой маски перед ее повторным применением необходима стирка в горячей воде (не менее 60 градусов) с мылом или стиральным порошком, затем проглаживание утюгом с паром. При невозможности немедленной обработки многоразовой маски (например, нахождение вне дома), следует поместить ее в индивидуальный пакет. 5. После снятия маски вымойте руки проточной водой с мылом или обработайте руки антисептиком как это описано в пункте 1. 6. Общие правила использования одноразовых и многоразовых масок: Правило 1. Использовать маску не более двух часов. Правило 2. Немедленно заменить маску в случае ее намокания (увлажнения), даже если прошло менее двух часов с момента использования. Правило 3. Не касаться руками закрепленной маски. Правило 4. Тщательно вымыть руки с мылом или обработать антисептиком после прикосновения к используемой или использованной маске. Приложение 2 Рекомендации по использованию перчаток При использовании перчаток необходимо соблюдать следующие правила: перед надеванием перчаток необходимо вымыть руки с мылом (при отсутствии    такой    возможности    обработать    спиртосодержащими средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи); носить одноразовые перчатки следует не более одного-двух часов; не следует надевать перчатки, если их поверхность повреждена; в случае нарушения целостности одной перчатки, менять на новые следует обе; одноразовые перчатки не предполагают повторного использования; прежде чем выбросить использованные перчатки, их обрабатывают антисептиком и помещают в герметичный пакет; повторное использование обработанных резиновых перчаток ухудшает их герметичность; после снятия перчаток следует упаковать их в пакет и утилизировать, руки необходимо тщательно вымыть с мылом (в течение 20-40 секунд), соблюдая последовательность движений, либо обработать антисептиком; при повторном использовании текстильных или кожаных перчаток, их необходимо правильно обрабатывать: текстильные – стирать при температуре не ниже 60 °C, затем прогладить утюгом с паром, кожаные – обработать дезинфицирующим средством. Правила по гигиене рук Гигиена рук включает в себя следующие процедуры: мытье рук с помощью мыла; антисептика кожи рук с применением средств дезинфекции кожных покровов/антисептиков для кожи (далее – антисептики). Правила мытья рук. Включите теплую воду и смочите руки водой. Нанесите мыло на руки и намыльте. Мойте тыльные стороны кистей рук. Тщательно промыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках. Мойте ладони. Тщательно промыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках. Мойте внешнюю сторону четырех пальцев противоположной ладони с перекрещиванием пальцев. Мойте большие пальцы круговыми движениями, зажимая их в кулаке другой руки. Кончиками пальцев трите внутреннюю часть ладони одной руки, затем второй. Смойте мыло. Вытрите руки насухо. Закройте кран с помощью бумажного полотенца. Мойте руки 20-40 секунд, выполняя движения в любой последовательности. Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки. Правила по гигиенической антисептике кожи рук. Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком. Целесообразно использование антисептика с содержанием спирта не менее 70%. Нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки. Обрабатывайте руки антисептиком 20-30 секунд. Основной комплекс движений тот же, что и при мытье рук. Приложение 3 Приложение 4 прибывающих в учреждения образования Республики Беларусь Список иностранных обучающихся, No п/п ФИО Место жительства постоянное Место пребывания в Республике Беларусь Место обучения, группа, курс Планируемая дата прибытия в Республику Беларусь Путь следование Отметка о    дате прибытия в Республик у Беларусь о неприбытии в Республику Беларусь Перечень мероприятий обязательных для выполнения Я, _________________________________________________________________ (Фамилия, имя (отчество – при наличии), наименование учреждения образования) ____________________________________________________________________ ознакомлен с перечнем необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции COVID-19 и до «__»_______20__г. и обязуюсь: I) находиться в изоляции (условиях минимизации контактов) в течение 14 дней* в по адресу: ____________(No комнаты, блока общежития No__) не покидать места проживания (пребывания), в том числе не посещать место учебы, объекты торговли и общественного питания, спортивные, выставочные и концертные залы, кинотеатры, вокзалы и другие места массового пребывания людей, за исключением следующих случаев крайней необходимости: посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров; вынос бытовых отходов в ближайшее место сбора отходов; при выходе из жилого помещения в случаях крайней необходимости, использовать маску, не допускать контактов с другими лицами; II) соблюдать меры профилактики инфекции COVID-19, а именно: максимально ограничить любые контакты; соблюдать гигиену рук; как можно чаще проветривать помещение и проводить влажную уборку в помещении по месту проживания; III) в случае ухудшения состояния здоровья (повышение температуры тела до 37°C и выше, появление кашля, одышки) обратиться по телефону_________ либо в скорую медицинскую помощь по телефону 103 или отправив SMS-сообщение, сообщив при этом о нахождении в изоляции и стране прибытия. ____________ * в случае прохождения лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (ПЦР) за счет собственных средств на 6-7 день после прибытия сроки изоляции могут быть сокращены с момента получения отрицательного результата лабораторного обследования Подпись прибывшего _______________________ Дата составления «____»__________20 ___г. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), подпись лица, которому представляется анкета ______________________________

 

свернуть

Реабилитационные центры города

Сведения о реабилитационных центрах и иных субъектах, оказывающих помощь наркозависимым лицам в г.Минске

№ п/п

Наименование организации

Адрес

Телефон, сайт,

 адрес эл. почты

1.

ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», отделение реабилитации 

г. Минск, Долгиновский тракт, 152

тел./факс + 375 (17) 289-80-48

Справочная +375 (17) 289-80-46

Приемное отделение:

+375 (17) 289-87-32

http://www.mentalhealth.by/

E-mail: rnpc@mentalhealth.by

2.

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология», отделение реабилитации «Исток»

г. Минск,

ул. П. Бровки, 7

+375 (17) 331-90-64

Запись на консультацию:

+375 (17) 331-72-65 (медсестра)

+375 (17) 331-71-98 (зав. отдел.)

Круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия": + 375 (17) 202‑04‑01

http://www.mokc.by/

E-mail: mokc-istok@tut.by

3.

УЗ «Минский городской клинический наркологический диспансер»

г. Минск, ул. Гастелло, 16

Справочная +375 (17) 209-09-09

Регистратура: +375 (17) 263-58-21

http://www.narkologi.by/

Е-mail: uzgknd@gmail.com

4.

Реабилитационный центр «Радуга» (на базе УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»)

г. Минск,

ул. Чигладзе, 22

+375 (17) 369-50-62

+375 (17) 209-09-09

http://www.rc-raduga.by/

 

5.

Республиканское общественное объединение «Матери против наркотиков»

г. Минск,

ул. Чеботарева, 6а-104

+375 (44) 777-03-64

+375 (44) 777-04-38

+375 (44) 777-04-35

http://www.narkotiki.by/

6.

Местный реабилитационный фонд «Феникс»

г. Минск,

ул. Передовая, 15, пом. 2, оф.18б

+375 (17) 299-98-05

+375 (29) 103-75-75

http://www.fenix-centr.by/

E-mail: fenix-ctntr@tut.by

7.

Местный фонд «Центр здоровой молодежи»

г. Минск,

ул. Голубева, 26/1-40а

+375 (29) 608-68-68

+375 (25) 681-71-76

http://www.c-z-m.by/

E-mail: info@c-z-m.by

8.

Местный фонд содействия социальной адаптации и реабилитации

г. Минск,

ул. Калиновского, 111-211

+375 (29) 194-21-43

Застава Юрий Николаевич

9.

Социально-благотворительное учреждение «Реформация личности»

г. Минск, ул. Московская, 6

Горячая линия: +375 (29) 176-89-82

+375 (29) 363-78-83

+375 (44) 568-59-55

http://www.reformacia.by/

10.

Местный христианский благотворительный фонд «Родители за трезвость»

г. Минск, ул. Менделеева, д.4, ком. 8

+375 (29) 313-25-68

Пясецкий Денис Олегович

11.

Сообщество «Анонимные наркоманы»

Группа «Проспект»

с 11.30 до 12.30 (ежедн.)

г. Минск, ул. Долгобродская, 10/2

Инфолиния +375 (29) 664-69-64

http://www.na-rb.by/

E-mail: info@na-rb.by

Группа «Выход» с 20.30 до 21.50 (ежедн.)

г. Минск, Волгоградская, 21а

Группа «Десятка»

с 19.00 до 20.00 (пн., чт., пт., сб.);

с 18.00 до 19.00 (вт.);

с 20.00 до 21.00 (ср.);

с 16.00 до 18.00 (вс.)

г. Минск, ул. Долгобродская, 10/2

Группа «Позитивка»

с 19.00 до 20.10 (пн., вт., ср., чт., пт.);

с 17.00 до 18.10 (сб., вс.)

г. Минск, ул. Матусевича, 23, каб. 108

Группа «Полевая»

с 19.00 до 20.00 (пн.);

с 20.00 до 21.50 (ср., пт.);

с 17.00 до 18.00 (сб,)

г. Минск, ул. Полевая, 26

12.

Общественное объединение «Центр трезвой жизни «Наш Ковчег»

г. Минск,

пр. Газеты «Звезда», 47-1212

+375 (29) 356-48-31

Царев Владимир Геннадьевич

http://www.kovcheg.by/

E-mail: admin@kovcheg.by

13.

Общественное объединение «Позитивное движение»

г. Минск, ул. Матусевича, 23-107,108

+375 (17) 286-16-53

http://www.pmplus.by/

E-mail: movement.plus@gmail.com

14.

Реабилитационный центр «Жизнь» (протестантская конфессия)

г. Минск, ул. Корженевского, 24 (собеседование),

Минский район, д. Светлый путь, 9 (реабилитация)

+375 (29) 115-50-15

Шапель Денис Викторович

http://www.rc-life.by/

15.

Молодежное благотворительное общественное объединение "Локис"

Г. Минск, ул. 2-я Шестая линия, д.15, ком. 3

+375 (17) 257-59-52

Кузмич Сергей Дмитриевич

16.

Общественное объединение «Здоровый выбор»

г. Минск, ул. Тургенева, 5

Тел./факс: + 375 (17) 216-14-45

+375 (29) 683 01 80

http://www.choice.by/

info@choice.by

17.

Местный фонд «Борьба с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением»

г. Минск,

ул. В.Сырокомли, 18-2Н

+375 (44) 535-44-02

Зубович Олег Михайлович

18.

Молодежное общественное объединение «Город без наркотиков»

г. Минск, ул. Солтыса, 187-5

+375 (17) 220-52-79

Шапко Пётр Борисович

19.

Общественное объединение «Трезвость и здоровье им. Ф.Г.Углова»

г. Минск,

ул. Железнодорожная, 5

+375 (29) 708-08-84

Разумовский Дмитрий Дмитриевич

20.

Общественное объединение «Надежда и исцеление»

г. Минск,

пр. Независимости, 58/31

+375 (17) 239-94-19

+375 (29) 653-68-11

Ковров Станислав Михайлович

E-mail: hope_recovery@tut.by

21.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

 

 

для взрослых

+375 (17) 290‑44‑44

+375 (17) 290‑43‑70

для детей и подростков

+375 (17) 263‑03‑03

 

свернуть

Рекомендации пострадавшим от домашнего насилия

Памятка по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Учащийся часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

-         прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;

-         косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

-         много шутит на тему самоубийства;

-         проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Учащийся может:

-       раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;

-       приводить в порядок дела;

-       мириться с давними врагами;

-       демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде –  есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

-         замкнуться от семьи и друзей;

-         быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

-         проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Учащийся может решиться на самоубийство, если он:

-         социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

-         живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

-         ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

-         предпринимал раньше попытки суицида;

-         имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

-         перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

-         слишком критически настроен по отношению к себе.

 Если замечена склонность учащегося к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

свернуть

Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

  1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.
  2. Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.
  3. Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.
  4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.
  5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.
  6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.
  7. Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи.       Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как  подростку, так и семье.
  8. Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.
  9. При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

 

Всегда Помните!!! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы…

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

свернуть

Памятка родителям "Компьютерная безопасность"

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ "Компьютерная безопасность" / Милиция общественной безопасности

свернуть

Безопасность детей – задача взрослых!

Вот и закончился у школьников учебный год, прозвенел последний звонок, наступила долгожданная пора каникул. Но даже в эти теплые летние дни не стоит забывать о Правилах дорожного движения. Ведь именно во время каникул увеличивается количества ДТП с участием несовершеннолетних. И проблема детского дорожно-транспортного травматизма всегда остается актуальной.

Как показывает статистика, в Минске с начала нынешнего года по вине взрослых совершено около 80% ДТП с участием несовершеннолетних. Так, в нынешнем году на дорогах страны в 10 дорожных авариях 10 детей получили травмы различной степени тяжести.

Дети на дороге, как ни странно, более прилежны, чем взрослые. До определенного возраста они не ставят под сомнение необходимость переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и ездить в автомобиле в специальном удерживающем устройстве, потому что так сказали взрослые, которые являются неоспоримым авторитетом. Но что же потом происходит? Дети ежедневно наблюдают, как правило, которое буквально зазубрено, нарушается на дорогах. Видят, как некоторые водители настолько спешат, что могут даже не притормозить на пешеходном переходе. Видят пешеходов, которые резво прыгают прямо перед капотами машин. И уже, будучи подростками, они невольно начинают копировать такой общепринятый стиль.

Взрослые, которые вместе с детьми нарушают правила дорожного движения, совершают тройную ошибку: рискуют своей жизнью, жизнью ребенка и прививают детям навыки нарушителя.

Воспитывая безопасное поведение на улице у детей, родителям необходимо в самом раннем возрасте ребенка обозначить все табу. Самое главное правило – детям до 6 – 7 лет на дороге одним делать нечего. Проезжая часть должна являться запретной зоной. Психологи рекомендуют вырабатывать правильные рефлексы с детства. Мяч выкатился на дорогу? Ребенок должен четко знать и понимать, что ни в коем случае нельзя бросаться за ним, нужно у взрослых попросить помощи. Более старшим детям необходимо объяснить, что край тротуара – это граница, которую пересекать можно только после определенной последовательности действий: остановиться, посмотреть по сторонам, прислушаться, убедиться, что все автомобили остановились и только после этого можно пересекать проезжую часть по «зебре».

Взрослым также необходимо быть особо внимательными во дворах. Из-за стоящей машины или дерева может выбежать ребенок прямо под колеса автомобиля. Ведь детей из-за их маленького роста не видно за обычными автомобилями. Детей нужно научить выглядывать сначала из-за препятствия, и не важно кусты это, автомобиль или столб, и только потом идти.

Водителям, которые увидели ребенка, приближающегося к переходу, необходимо плавно снижать скорость и быть готовым затормозить в любой момент. Также необходимо поступать при проезде вблизи детских садов и школ, остановок общественного транспорта. Не следует ни в коем случае подгонять ребенка сигналом.

Ребенку необходимо объяснять правила поведения в автомобиле и при этом сами родители в это время обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности.

Одним словом, обучение де­тей азам безопасного поведения на улицах и дорогах должно быть основной частью общей воспи­тательной работы. Родители просто обязаны знать, что формула рискованного поведения на дороге закладывается в сознание детей с самых ранних лет. Поэтому ежедневно взрослые должны напоминать малышам основные правила дорожного движения, обращать их внимание и объяснять основные аспекты безопасности.

ОГАИ Партизанского РУВД г. Минска

свернуть

О вреде курительных смесей

Уважаемые родители! Мы хотели бы рассказать Вам о популярной в последнее время в среде наших детей «моде» на употребление курительных (ароматических) смесей. За последние 2 года среди подростков и молодежи большую популярность приобрели курительные смеси, получившие широкое распространение и активно реализуемые через сеть «Интернет». Под многими из сообщений в «Интернете», в которых делятся впечатлениями те, кто «подсел» на подобные вещества, стоит возраст 13-14 лет. Есть повод задуматься... В медицинские учреждения все чаще поступают молодые люди в состоянии крайне тяжелого отравления, вызванного потреблением ароматических смесей. Вред курительных смесей для здоровья крайне велик, особенно для организма подростков, которые и являются основными потребителями этого зелья.

Признаки опьянения курительными смесями: 
- человек тревожен, 
- нарушена координация движений, 
- двигательная активность хаотична, 
- возможна также сонливость, 
- заторможенность, 
- зрачок чаще расширен, 
- возникают трудности с фокусировкой взгляда, 
- речь невнятная, 
- возможна выраженная слабость, 
- бледность кожных покровов, 
- тошнота, рвота, 
- внимание привлекается с трудом, 
- галлюцинаторные расстройства. 
Если имеют место галлюцинаторные расстройства, то поведение человека соответствует мнимым переживаниям. Кроме того, выход из состояния опьянения в этом случае сопровождается более болезненными ощущениями, чем при потреблении наркотических веществ. 
Признаки отравления: 
• рвота, 
• судороги, 
• подъем артериального давления, 
• учащенное сердцебиение, 
• галлюцинации, 
• психоз, 
• отсутствие реакции на внешние раздражители, 
• коматозное состояние, 
• возможен смертельный исход. 
Влияние на организм человека. 
Местные реакции - не самое большое зло. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе: 
• снижается внимание, 
• ухудшается память, 
• замедляется мыслительная деятельность, 
• появляется склонность к депрессиям, 
• суициду. 
Воздействие курительных смесей со временем может навсегда изменить личность человека, привести к тяжелой инвалидности, превратить его в наркозависимого больного. Основной трудностью в лечении последствий отравления курительными смесями является то, что у пациентов в биологических средах не обнаруживаются наркотические вещества, а потому диагностировать отравление и назначить адекватное лечение очень непросто. 
По характеру воздействия курительные смеси близки к стимуляторам центральной нервной системы, но при той или иной частоте употребления они почти все формируют зависимость. Речь идет не только о психической, но и о физической зависимости, об изменении целого ряда биохимических процессов в организме, что крайне опасно для человека. 
Последствия употребления. 
Медицинские: 
• тяжёлые расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток; 
• развитие психической и физической зависимостей, таких же, как и при употреблении других видов наркотических веществ: героина, амфетаминов, марихуаны и др.; 
• поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей; 
• нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения); 
• психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении); 
• снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек); 
• риск развития сахарного диабета, рака легких и т. д.; 
• поражение сердечно-сосудистой системы; 
• отравление от передозировки, смерть. 
Социально-психологические последствия употребления курительных смесей: 
• разрушение социальных связей: потеря семьи, друзей; 
• потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, невозможность вождения транспорта, получения разрешения на приобретение оружия; 
• связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления; 
• разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, одиночество. 
В настоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами курительных смесей, запрещены во многих странах Европейского союза. В 2009 году, после обнаружения синтетических каннабиноидов в курительных смесях, власти Европейского союза начали принимать меры по запрету этих соединений. 
C 7 апреля 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь синтетические каннабиноиды внесены в «Список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях». 
Как выявить. 
Внешние признаки: 
• наличие пакетиков из фольги или полиэтилена с субстанцией зеленоватого, зеленовато-желтого, зеленовато-коричневого цветов, 
• возможно наличие разнообразных надписей и рисунков на пакетиках. Обнаружив подобную упаковку с яркой этикеткой, обратите на нее должное внимание. 
Медицинские признаки употребления: 
• очень узкие или расширенные зрачки, 
• потеря контроля над поведением (расторможенность, повышенная двигательная активность) и эмоциями, 
• перепады настроения, 
• нарушение координации движений, 
• нарушение темпа речи, 
• возможны изменения зрительного и слухового восприятия (галлюцинации). 
Если при этих признаках нет характерного запаха алкоголя – значит, человек находится под воздействием наркотика. 
Что делать: 
- если это случилось лишь раз, вам нужно поговорить с потребителем ПАВ. 
- будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. 
- приведите аргументы необходимости отказа от употребления: - что употребление курительных смесей может повлиять на здоровье; - что это незаконно и может привести к конфликту с законом. 
Если здоровье или поведение человека свидетельствует о длительном употреблении курительных смесей, не падайте духом, потому что по-прежнему есть много способов вернуть его к социуму: 
- оказывайте поддержку потребителю – для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства; 
- показывайте и говорите, что вы его любите; 
- обязательно обратитесь за помощью для потребителя и себя (если вы близкий ему человек) к специалистам (психологу, врачу-наркологу).

свернуть

Советы педагога социального

Советы дефектолога

Ребенок постоянно пропускает буквы в письменных работах. Это может происходить оттого, что у него плохо развит фонематический слух. Бывает, достаточно активно позаниматься с ребенком пару месяцев: разложить слово на буквы, а буквы на звуки. Предложите ему текст, где надо вычеркивать только букву «а» (делайте это задание на время). А может быть ваше чадо слишком темпераментное и вечно спешит? Таких детей нельзя воспитывать по принципу «сделал дело – гуляй смело»: будет сделано быстро и плохо. Лучше уж как следует погулять, а потом браться за работу.

  Ребенок делает массу орфографических ошибок. По статистике, этими дефектами больше страдают дети, пошедшие в школу с шести лет, не достигнув школьной зрелости, то есть с плохо развитым логическим мышлением. Попробуйте поделать с ребенком упражнения на классификацию и обобщение предметов (например, попросите разложить предметы на группы по заданному признаку – все круглые, все мягкие, все имеющие углы или необходимые для повседневного пользования). Это сформирует у него умение применять правило к конкретной ситуации.
Постоянная грязь в тетради. Скорее всего, если с опрятностью все в порядке, у ребенка проблема с мелкой моторикой. Неряшливая правая рука – сегодня бич каждого третьего первоклассника. Включите в режим дня занятия лепкой из пластилина, распутывание и завязывание узелков, шнуровку, раскрашивание мелких рисунков и обведение по контуру. Через пару месяцев тетрадь ребенка будет выглядеть вполне сносно.

свернуть