Школа начинающего учителя

Положение о Школе начинающего учителя государственного учреждения образования «Средняя школа № 183 г. Минска»

1.Общие положения

1.1 Школа начинающего учителя (далее – ШНУ) – это профессиональное сообщество начинающих педагогов, призванное обеспечить методическое сопровождение их деятельности.

1.2 Деятельность ШНУ регламентируется настоящим Положением, нормативно-правовыми документами Республики Беларусь; годовым планом работы учреждения образования, приказами и распоряжениями директора школы.

1.3 ШНУ организуется при наличии трех и более молодых учителей со стажем работы до двух лет.

2.Цели и задачи деятельности  ШНУ

2.1           Цели деятельности ШНУ:

2.1.1    создание условий для формирования профессиональной компетентности молодых специалистов, их личностно-профессионального развития;

2.1.2    планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающих учителей;

2.1.3    оказание методической помощи в профессиональной деятельности, профессиональном развитии начинающих педагогов;

2.1.4    формирование потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности каждого педагога.

2.2Задачи ШНУ:

2.2.1    обеспечить успешную адаптацию молодых учителей к профессии;

2.2.2    способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма;

2.2.3    содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодых учителей;

2.2.4    пропагандировать педагогическое мастерство опытных учителей, оказывать помощь в совершенствовании знаний в вопросах методики, педагогики, психологии.

  1. Организация деятельности ШНУ

3.1           Возглавляет ШНУ руководитель, назначаемый приказом директора школы из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов

3.2           В рамках работы ШНУ за молодым специалистом закрепляется учитель-наставник из наиболее опытных педагогов учреждения образования, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.

3.3           Работа ШНУ проводится в соответствии с планом на текущий учебный год. План составляется руководителем ШНУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания, согласуется с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором школы.

3.4           Заседания ШНУ проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем ШНУ.

3.5           Между заседаниями:

3.5.1    проводятся индивидуальные консультации по основным вопросам образовательного процесса;

3.5.2    осуществляется совместная деятельность учителя-наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;

3.5.3    организуется обмен опытом учителей-наставников с молодыми учителями;

3.5.4    осуществляется взаимопосещение учебных занятий и внеучебных мероприятий у молодых учителей и учителей-наставников;

3.5.5    оказывается помощь молодым учителям по вопросам самообразования.

3.6           Деятельность ШНУ координирует заместитель директора по учебной работе.

  1. Права и обязанности руководителя ШНУ

4.1           Руководитель ШНУ обязан:

4.1.1    знакомить молодого специалиста с основными направлениями деятельности педагогического работника в учреждении общего среднего образования;

4.1.2    оказывать помощь (при необходимости) в составлении календарно-тематического планирования, в подборе материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ и др.;

4.1.3    консультировать по вопросупостроения и планирования учебных занятий и внеучебных мероприятий;

4.1.4    выявлять и устранять затруднения в организации образовательного процесса;

4.1.5    посещать учебные занятия начинающих учителей с последующим подробным анализом;

4.1.6    контролировать и направлять работу молодых специалистов по самообразованию;

4.1.7    изучать деловые и нравственные качества начинающих учителей, их отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности;

4.1.8    личным примером развивать положительные качества молодых специалистов, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

4.1.9    участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодых специалистов.

4.2  Руководитель ШНУ имеет право:

4.2.1    запрашивать отчёт о результатах педагогической деятельности молодых учителей;

4.2.2    привлекать к работе с молодыми специалистами других педагогических работников учреждений образования.

  1. Права и обязанности начинающего учителя

5.1           Начинающий учитель обязан:

5.1.1    знать нормативные правовые документы в сфере общего среднего образования;

5.1.2    регулярно посещать занятия ШНУ;

5.1.3    постоянно работать над повышением своего профессионального уровня;

5.1.4    совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;

5.1.5    изучать педагогический опыт педагога-наставника;

5.1.6    заниматься самообразованием;

5.1.7    участвовать в работе методических объединений по соответствующему учебному предмету и в работе других методических формирований учреждений образования;

5.1.8    периодически отчитываться о своей работе.

5.2           Начинающий учитель имеет право:

5.2.1    заниматься дополнительным образованием в удобной для себя форме;

5.2.2    принимать участие в конкурсах профессионального мастерства молодых учителей, фестивалях, конференциях, семинарах, творческих и педагогических мастерских, проводимых на базе учреждений образования;

5.2.3    вносить предложения по совершенствованию работы ШНУ;

5.2.4    защищать профессиональную честь и достоинство.

  1. Документация ШНУ

6.1           положение о ШНУ;

6.2           план работы ШНУ;

6.3           протоколы заседаний ШНУ;

6.4           банк данных о молодых специалистах и их наставниках;

6.5           анализ работы ШНУ за учебный год.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве ГУО «Средняя школа №183 г.Минска»

1.Общие положения

1.1  Настоящее Положение о наставничестве в учреждении образования (далее – Положение) разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2. 

1.2 В настоящем Положении используются следующие понятия:

1.2.1 наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;   

1.2.2 педагог-наставник – высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;

1.2.3. молодой специалист  – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.

1.3. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими педагогического стажа или имеющими педагогический стаж не более 2 лет. Оно предусматривает систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1  Целью наставничества в  учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового потенциала.

2.2  Основными задачами школьного наставничества являются:

2.2.1 формирование у молодых специалистов интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;

2.2.2 ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

2.2.3 адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя;

2.2.4. повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества.

3. Организационные основы наставничества

3.1 Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2   Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организовано  наставничество.

3.3 Заместитель директора по учебной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы.

3.4 Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

3.6 Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.7 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

увольнения наставника;

перевода на другую работу подшефного или наставника;

привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.

3.9 Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной  плате  размере 10% по факту выполнения работы. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

4. Обязанности наставника

4.1 знать требования законодательства в сфере образования,  нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

4.2 разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

4.3 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;

4.4 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

4.5 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

4.6 контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

4.7 давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

4.8 оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

4.9 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

4.10 периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

4.11 подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника

5.1 осуществлять обучение молодого педагогического работника в установленные сроки;

5.2 с согласия заместителя директора по учебной работе подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;

5.3 требовать от молодого педагогическогоработника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;

5.4 ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.

6. Обязанности молодого специалиста

6.1 изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

6.2 исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;

6.3 выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

6.4постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

6.5 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

6.6 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

6.7 периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста

7.1 обращаться за помощью к своему наставнику;

7.2 вносить на рассмотрение руководства школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

7.3 защищать профессиональную честь и достоинство;

7.4 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

7.5 повышать квалификацию;

7.6 выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.

8. Руководство работой наставника

8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.

8.2 Заместитель директора по учебной работе обязан:

8.2.1представить назначенного молодого специалиста учителям школы, познакомить с приказом о закреплении за ним наставника;

8.2.2 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

8.2.3 посещать отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

8.2.4организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

8.2.5 изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

9. Документы, регламентирующие наставничество:

9.1 настоящее Положение;

9.2 приказ директора школы об организации наставничества;

9.3 планы работы школы, методического объединения;

9.4 протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;

9.5 методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

свернуть